vorle.ru

Как я спустилась в пещеру Перми

И почему это страшнее, чем кажется. Здесь узнаете об ощущениях, а не о сухой теории.

Когда во время нашего небольшого путешествия по Пермскому краю гид решил сводить нас в пещеру, я была уверена, что речь идет об оборудованной зоне, где можно будет пофоткаться. Кто ж мог подумать, что он увидел в нас экстремалов, готовых пощекотать нервы.

Предыстроия

Наша поездка по природным памятникам Пермского края была рассчитана всего на два дня из-за некоторых обстоятельств, однако все злачные места мы решили постараться посетить: Усьвинские столбы, Каменный город, Губаху и другое. Естественно, когда выбирали маршрут, очень хотели зацепить и какую-нибудь пещерку. Вариантов было довольно много: «Кунгур», «Череп», «Андроновский грот». Проблема состояла лишь в том, что времени покататься с разными экскурсоводами у нас не было, так что искали мастера на все руки. В итоге нашли-таки Леонида Рудакова, который решился отвезти нас и в Каменный город, и в пещеру. А вот, какую именно, мы узнали, уже стоя перед ней.

Большая Пашийская на реке Вижай

Место — потрясающее. Мы подъезжаем, оставляем машину на дороге, проходим за пять минут на склон и видим перед собой реку, которая извивается и растворяется далеко в тайге. Тут бы и остались, но нет. Впереди ведь пещера. Гид проводит нас чуть ниже (спуск, к слову, оборудован веревками, за которые можно цепляться), указывает на маленькое отверстие в скале и с улыбкой говорит: «Нам туда».

Скажу сразу: клаустрофобии у меня нет, но сердечко забилось быстрее. Вход в пещеру был настолько неприметным, что не будь я уверена в экскурсоводе — в жизни бы не пошла. Я ж не профи, в случае чего даже не разберусь, куда бежать и бежать ли.

Он обнадежил меня и моего спутника, что все будет в порядке, что место безопасное и вообще все понравится. Мы натянули все теплые вещи, которые были с собой (а их было совсем немного), взяли фонарики и отправились за гидом.

Наблюдение: надевайте теплые вещи, в которых будет удобно и которые не жалко. Будьте уверены, чистыми вы летом из пещеры не выйдете. Дело в том, что там при жаркой погоде все становится очень влажным и появляется грязь. Самое оптимальное время для посещения — февраль -март. Тогда и красота в пещерах есть в виде сталагмитов и сталактитов, и в них теплее, чем на улице. Но в походе в пещеру летом имеются и однозначные плюсы — отсутствие летучих мышей.

Нам же выбирать не пришлось, поэтому отправились. Я не буду углубляться в подробности и рассказывать, какие своды в ней есть и чем она знаменита. Просто поделюсь ощущениями как обыватель.

После того, как мы перелезли  несколько камней на входе, пещера стала значительно шире и даже не пришлось сгибаться. Держать фонарик и держаться на ногах одновременно было сложновато, ведь хотелось подстраховаться. Только мы освоились, Леонид сказал, что теперь предстоит спуск вниз. Это оказалось еще страшнее. Понимаете, это чувство возникало не столько от самой пещеры, сколько от ситуации, в которую мы себя сами вводили. Спускаемся глубже и глубже, понимая, что выход от нас с каждым шагом отдаляется, а альтернативы как на поверхности нет. Вот это ощущение не давало покоя.

Наш спуск состоял из преодоления двух лестниц. Первая — металлическая, наиболее удобная. Вторая — деревянная. Вот на ней было не так комфортно, потому что состояла она из широкой палки и прибитых к ней маленьких брусочков. То есть нога лишь частично вставала на узкие «ступеньки». И не забываем про фонарь, который в тот момент уже оказался в зубах.

Нашей конечной целью было озеро. По моим фантазиям, я должна была сфотографироваться рядом с голубой водой в свете мерцающих сталактитов. Реальностью же была водичка глубоко внизу, еле просматриваемая в кромешной тьме. Вода стекала в это озеро по стене пещеры, образуя небольшой водопад. Мы же находились примерно напротив него.

Подходить к краю и смотреть на озеро я так и не решилась. Отчасти потому, что цепочка, отделяющая наш выступ и обрыв к озеру, выглядела не слишком надежно. Отчасти потому, что выступ был скользким, так что я боялась не дойти и просто скатиться вниз. А как сказал гид, вытаскивать меня оттуда пришлось бы уже спасателям. В общем, проблем решила не доставлять.

Самым же эпичным моментом всего нашего погружения в пещеру можно считать идею экскурсовода выключить фонарики. Вы представить не можете, как за одну секунду ты из взрослого человека превращаешься в ребенка, который просто не знает, что делать. Страшно? Невероятно страшно. Ты будто на несколько секунд перестаешь существовать.

Возвращение

Путь из пещеры был быстрым и довольно простым. По дороге гид рассказал, что там есть и другие проходы, однако туда можно идти только с полным снаряжением. Хотя я б, скорее всего, даже так не решилась. Уж слишком экстремально.

Посоветовала бы я пойти именно в такую пещеру? Однозначно. Чувства совершенно другие, нежели от места, в котором человек уже обосновал свои блага цивилизации. Кстати, когда вышли на поверхность, встретились с двумя альпинистами. И в разговоре один из них обмолвился: «Да, раньше пещера была круче, сквозная. Пока не обвалилась». Мы с моим спутником многозначительно перевели взгляд на экскурсовода, а тот выдал: «Ну вот что наделали, только рассказал им, как там безопасно». Такие дела.

10 Обсудить vk 5 Обсудить telegram

Хотите читать наши новости раньше всех?

Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других