Наверх
vorle.ru

Как я делал радиопрограмму о «юродивом Христа ради»

Испытано на себе.

Как я делал радиопрограмму о «юродивом Христа ради» 18+ Орловский краевед Дарья Фурманская на могиле Афанасия Сайко.

Мысли о Сайко

5 мая 2012 года исполнялось 45 лет со дня кончины Афанасия Андреевича Сайко, знаменитого орловского «юродивого Христа ради», жившего в нашем городе с 1921-го по 1957-й. Его могила на Крестительском кладбище является одним из православных «мест силы» всероссийского значения и притягивает к себе паломников со всей нашей страны. У Богоявленского собора, где Афанасий Андреевич явил себя орловчанам впервые, установлен памятный знак.

Сайко оставил по себе в Орле и за его пределами долгую и добрую память – как человек большой духовной силы, помогавший всем, кто нуждался, своими наставлениями и предсказаниями. Эпоха, выпавшая на его жизнь, была тяжёлым испытанием для верующих (в том числе, и для него самого, прошедшего через аресты и психбольницы), поэтому значимость присутствия такой личности в Орле именно в те годы трудно переоценить. Впрочем, Сайко остаётся для Орла «местночтимым» православным покровителем и сейчас.

 

Фото: wikimapia.org / andymackey57

Если вернуться в 2012-й год, то в тот момент я работал на региональной ФМ-радиостанции «Экспресс радио Орёл» (16+) редактором информационной службы, однако иногда делал отдельные материалы и для орловского филиала «Радио России» (16+). Дарья Олейникова, которая в это время «служила» на орловском «Радио России» главным редактором, «загорелась» идеей православной радиопередачи. Я поддержал её инициативу.

Передача получила название «Мысли о вере» (16+), а первый выпуск мы решили посвятить Афанасию Сайко, к которому испытывали искренние интерес и любовь. В итоге этот дебютный выпуск растянулся на целых две получасовых передачи, так как мы не смогли вместить весь собранный ценный материал в одну программу. Кажется, первая часть вышла в эфире «Радио России» непосредственно пятого мая 2012 года, около восьми часов утра, вторая часть – ровно через неделю.

О Сайко я узнал за год до этого. «Совершенно случайно» это произошло то ли 4, то ли 5 мая (2011 года), перед днём его памяти или прямо в этот день. Листая «Википедию» (18+), я нашёл его имя в списке юродивых, официально признанных Русской Православной Церковью. К тому моменту феномен юродства интересовал меня уже долгое время, но о том, что такой человек жил в Орле, да ещё и более-менее недавно, я не знал. Год я бессистемно собирал самую разнообразную информацию об Афанасии Андреевиче, стараясь при этом различать правду и ложь, после чего всё это естественным образом «вылилось» в те передачи.

Из первых рук

В этот период я узнал, что и моя семья некоторым образом связана с Сайко через мою бабушку (мать моего отца) Веру Ефимовну Сахарову. Один раз она встретилась с ним в послевоенном Орле и получила несколько важных предсказаний. Её рассказ я тоже включил в передачу.

Как рассказала бабушка, в 1947-м году она приехала в Орёл, чтобы поступить в медицинское училище. Молодая девушка осталась ночевать в доме своих знакомых – взрослых женщин-сестёр из той же местности, практически её односельчанок.

Один из домов по 2-й Курской улице Орла.

Где-то здесь и произошла та самая встреча.

Фото: wikimapia.org

В те годы в Орле православных христиан насчитывалось не так много. Верить было не только «не модно», но и опасно. Как минимум, это могло закрыть путь к образованию и карьере. Поэтому верующие держались вместе, и, конечно, совместными усилиями «опекали» Сайко, который жил «как птица небесная», не имея ни хлеба, ни крова.

Сёстры, приютившие бабушку, как раз оказались из православных христиан. Поэтому в тот вечер Афанасий Андреевич «заглянул к ним на огонёк». Как рассказала бабушка, в целом, Сайко произвёл на неё хорошее впечатление, хотя был слегка неухожен и неопрятен. Тем не менее, он открыто и активно общался со всеми присутствующими – правда, как всегда, в своей иносказательной манере.

Удостоилась такого общения и моя бабушка. Когда юродивый подошёл к ней, то встал на колени и стал гладить её левую ногу – от колена до ступни, что-то приговаривая. Это уже было важным предсказанием. Затем в течение всей жизни бабушка неоднократно получала тяжёлые травмы (в том числе, и переломы) именно в этом месте.

Затем он заговорил с девушкой. «Куда ты задумала поступать – это не твоё. Купи себе «Букварь» и грызи, грызи, грызи его!» - такое наставление ей дал Афанасий Андреевич. Действительно, с поступлением в медицинское училище у бабушки не сложилось. Впоследствии она разочаровалась в этой своей идее, стала сельским учителем («Букварь»!) и успешно проработала в этом качестве много десятилетий.

Бабушка ушла из жизни в этом году в возрасте 94-х лет. Я упоминаю об этом потому, что печальное событие произошло именно в день памяти Сайко – 5-го мая...

Научный подход

Важным моментом оказалась и беседа с Виктором Ливцовым, хорошо известным в Орловской области и за её пределами историком и краеведом. В данном случае Ливцов, хоть и не встречавшийся с Сайко лично, являлся значительной фигурой, так как именно по его непосредственной инициативе и при его непосредственном участии в девяностые годы началась работа по сбору достоверной информации об Афанасии Андреевиче, а также по его реабилитации и канонизации.

Виктор Ливцов

Фото: vk.com/org.upr57

По его словам, всё началось со знакомства Ливцова (на тот момент студента исторического факультета) с семьёй Кирилловых. Отец Андрей, соборный дьякон, и Мария, его супруга, когда-то дружившие с Сайко, сохранили немало воспоминаний и предметов, связанных с юродивым. Кроме того, Мария Кириллова целенаправленно собирала свидетельства, связанные с Афанасием Андреевичем, а Галина, её внучка, перепечатывала их на пишущей машинке. Позднее книга, основанная на этих записях, вышла из печати за рубежом.

Спустя много лет, в начале девяностых годов, когда Виктор Ливцов работал в администрации Орловской области, на него «вышла» группа верующих. Православные орловчане попросили близкого по духу человека посодействовать в деле реабилитации и канонизации Сайко, а также в сохранении памяти о нём. Ливцов поддержал эту инициативу. Приятным (если это слово здесь уместно) сюрпризом стало то, что в архивах правоохранительных органов и психиатрических больниц нашлось немало ценных материалов, связанных с Афанасием Андреевичем.

«Удивительно то, что эти дела сохранились, ведь над Орловщиной прошумела сначала Гражданская, а потом Великая Отечественная война. Тем не менее, об Афанасии Андреевиче мы можем сказать очень много», - отметил учёный. Наверное, это тоже можно считать чудом...

Уже на основе этой, а также многой другой достоверной информации была «собрана» книга «Орловский Христа ради юродивый Афанасий Андреевич» (16+), опубликованная московским издательством «Отчий дом» в серии «Подвижники 20-го столетия». Это произошло в 1995-м году.

Продолжение следует

После выхода первой части программы у меня и Олейниковой возникла идея «бросить клич». То есть – дать объявление по орловскому «Радио России» и предложить всем желающим поделиться своими личными воспоминаниями о Сайко. Благодаря этому удалось выйти на несколько важных свидетельств.

Особенно ценной оказалась встреча с Нонной Семёновой. В её доме (по улице 5 Августа, бывшему переулку Ахтырскому) Афанасий Андреевич много лет жил, а также был прописан.

Улица 5-го августа.

Фото: wikimapia.org

Он поселился здесь ещё до её рождения (которое произошло в 1936-м году). Сайко (как и некоторых других людей, имевших отношение к православному христианству) приютил её дед, Николай Прозоркевич, священник, впоследствии репрессированный и расстрелянный.

Как вспоминала Семёнова, именно присутствие Сайко в доме помогло семье пережить тяжелейшие голодные годы немецкой оккупации. Тогда жителям города пришлось хуже, чем обитателям деревень. Горожане обменивали у них ценные вещи на молоко или картофель, пытаясь хоть как-то протянуть ещё несколько дней. Однако православные верующие Орла не оставляли своей помощью Сайко и в это время. Конечно, он делился с приютившей его семьёй, тем более что сам ел мало и редко.

Однако ещё большей помощью оказались постоянные молитвы Афанасия Андреевича. Ночью (зимой или летом, не важно) он уходил из дома в потаённые места, часто на природу, и проводил в молитве долгие часы. Как считала Семёнова, именно это, на самом деле, и являлось его главным заступничеством. Конечно, он молился не только за их семью, но за весь город или даже за всю страну, а то и за всех людей...

Отсюда, из этого дома, Сайко «забрали» в психиатрическую больницу. Это произошло в послевоенные годы. Конечно, причиной было не психическое состояние Афанасия Андреевича, а его нарастающая популярность среди «орловского народа». Советская власть не могла смириться с таким положением дел.

О последнем периоде жизни Сайко мне рассказала женщина по имени Лидия. Тогда юродивый переехал в Брянскую область. Здесь он жил рядом с железнодорожной станцией Снежетьская. Орловские верующие «вскладчину» купили для него небольшой старый домик. Рядом с Сайко находилась его постоянная опекунша – Ангелина Дмитриевская, бывшая жительница Ленинграда, занесённая на Орловщину «военными ветрами».

Лидия, тогда девочка подросткового возраста, ездила из Орла на Брянщину по железной дороге, отвозя Сайко и его опекунше продукты и вещи, собранные для него православными верующими. Сайко предсказал, что Лидия будет петь в церковном хоре всю свою жизнь, рождение «двойни» мальчиков, а также её семейную трагедию, связанную с уходом из жизни близких. Все его слова сбылись...

Прозорливый старец скончался 5 мая 1967 года. Его похоронили в Орле, на Крестительском кладбище. В последний путь Сайко провожали очень многие... И «народная тропа» на его могилу не зарастает по сей день.

Памятная служба на могиле Сайко.

Фото: newsorel.ru / Евгений Борисов

Счастливой дороги

Таким образом, программа «Мысли о вере», начавшаяся с «сериала» об Афанасии Андреевиче, как бы получила его благословение. Дарья Олейникова рассказывала, что в одну из тех недель, когда мы делали эти передачи, Сайко приснился ей и выразил своё «одобрение» нашей работе.

Впоследствии я отошёл от производства «Мыслей о вере», хотя и «включался» в отдельные выпуски (например, готовил программу о схииеродиаконе Никодиме из Дятьково). А вот Олейникова, напротив, с увлечением продолжала этот проект до мая 2014 года. (Кстати – опять май.) При этом программа, насколько я понимаю, хотя и не пользовалась бурным успехом, но всё же привлекала постоянное внимание достаточно широкого круга слушателей. Далеко не каждый радиопроект живёт хотя бы два года. Думаю, что благословение Афанасия Андреевича сыграло здесь свою роль.

10 Обсудить vk 5 Обсудить telegram

Хотите читать наши новости раньше всех?

Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других

Добавить
Печать


Последние новости

Яндекс.Директ



подписка