Наверх
vorle.ru

Каково это: встретить и сохранить любовь во время войны?

Общество

Хрупкая белгородка вытаскивала раненых с поля боя и нашла свою судьбу в страшные военные годы.

Здание школы, ставшее военным лазаретом. На столе - бледное пламя от самодельной спиртовки, сделанной из гильзы, полоски ткани и спирта. Ночь. Временная тишина, в которой ещё острее слышны стоны раненых. Редкие реплики хирурга: "Потерпи, потерпи! Потом часок подремлешь!".

<em>Герой Советского Союза Дмитрий Чумичев также нашел свою любовь во время войны</em> <em>Всю войну, до самой Германии, шли они рука об руку...</em>

<em>Вытащили с того света человека! Им оказался летчик Герой Советского Союза Дмитрий Чумичев</em>

Вытащили с того света

Уговаривает он не лежащего на столе парня, которому всю эту нескончаемую ночь делают одну за другой операцию. Операционная сестра Вера, сама недавно выпускница школы, чуть не падает с ног от усталости.

И вот... Не хватило новокаина. Хирург зовет: "Лида! Мария!" Медсестры руками, как тисками, сжимают тело раненого, обхватывают лицо: крики не должны услышать больные. Операция продолжается до рассвета. У красавицы киевлянки Лиды на руках нет живого места: все руки искусаны прооперированным. Но на лицах врача и медсестер лишь нескончаемая усталость и улыбки удовлетворения. Вытащили с того света человека!

Этим человеком оказался летчик Герой Советского Союза Дмитрий Чумичев, который сбил в одном бою несколько фашистских самолетов. Позже, по возвращению из госпиталя он нашел и хирурга Левченко Матвея Алексеевича, и Веру, и Лиду, которая и стала его женой… Но это было позже. А тогда - осенью 42 года, узнав о операции, врачи единогласно утверждали: "В военном госпитале сделать подобную операцию невозможно."

Та самая Вера

Вера Андреевна, та самая медсестра Вера, войну встретила девятнадцатилетней. За плечами - медучилище, работа в здравпункте, курсы подготовки учителей, работа. До прибытия в Уразовский район (сегодня Валуйский Белгородской области) военного госпиталя, рыла окопы, землянки.

В мае 42 года Веру призвали в военкомат, и её дальнейшая судьба была решена. Вдвоем с подругой, шли они пешком от родного села до Воронежской области, где в селе Никитовка находилась их воинская часть №23 312.

<em>Cупруги Пинчуки прожили вместе в любви и согласии почти 70 лет!</em> <em>Среди медалей Веры Андреевны – медаль за Победу над Германией, за оборону Сталинграда, за взятие Кенигсберга (фото 1942 года)</em>

C этой частью старшей операционной сестрой прошла Вера Андреевна всю войну: Юго-западный, Сталинградский, Южный, 4-й Украинский, 3-й Белорусский фронты – её военная биография.

В части она познакомилась с молодым фельдшером Петром Павловичем, которого на фронт забрали с четвертого курса мединститута. Всю войну, до самой Германии, шли они рука об руку, помогали друг другу ласковым словом, заботой, делом. И встретив в Германии победу, решили не расставаться: в июне 45-го года их часть перебросили в Белоруссию: там Вера Андреевна и Петр Павлович поженились.

Разлука в три года

В Белгородской области в прошлом году на 12 тысяч 400 браков приходится почти 7 тысяч разводов! Эта цифра заставляет задуматься. А супруги Пинчуки прожили вместе в любви и согласии почти 70 лет! На вопрос, как удалось сохранить в семье мир и благополучие, Вера Андреевна сказала лишь одно: "Любовь!". 

<em>И звучит, звучит, слаще песни и самых ласковых слов: " style="float: left; margin: 0px 10px 10px 0px;">

Но и на их долю выпало испытание: трехлетняя разлука, и – что может быть хуже? – неизвестность. За четыре страшных военных года не расставались, а в мирное время пришлось.

В пятидесятом, глубокой ночью Петра Павловича забрали… Куда? Зачем? На сколько? Вере Андреевне не сказали. Время от времени женщина получала записки, содержание которых всегда оставалось неизменным: "Ваш муж здоров, находится в правительственной командировке". Это ничего не объясняло. Оставалось лишь одно - ждать. Три года. Вера Андреевна работала в валуйской больнице, растила дочь и ждала… И наконец в 1953 году из Калининграда пришла телеграмма: "Приезжай!" - писал Петр Павлович.

И после этого долгие годы женщине было неизвестно, где провел её муж три бесконечных года. Это была правительственная тайна. Лишь спустя несколько десяток лет, Петр Павлович смог поделиться с женой: в 1950-53 годах на территории Кореи шли военные действия. Союзниками Северной Кореи были СССР и Китай...

"В этом пекле тащишь на себе раненых..."

"Тьма армии… Всё горит. Черный дым кругом, застилает глаза, - рассказывает со слезами на глазах Вера Андреевна о Сталинградской битве. – В этом пекле вытаскиваешь, тащишь на себе раненых, перевязываешь…И все повторяется снова…Шинель мокрая, волосы мокрые… Бинтов не хватало, вместо шин, которые тогда заменяли сегодняшний гипс, использовались фанеры, палки…В зимние месяцы от холода некуда было деться: в землянке вымытые волосы замерзали даже под шапкой! А летом наравне с духотой и пылью царствовали вши: всех без исключения подстригли наголо".

Среди медалей Веры Андреевны – медаль за Победу над Германией, за оборону Сталинграда, за взятие Кенигсберга в 45-м году.

О последних днях войны белгородка вспоминает с щемящей болью и безграничной радостью: "Последние бои…А под городом, в районе аэропорта, где остановилась наша часть, горит общежитие, в котором жил весь летный и технический состав. Раньше в этом здании фашисты держали пленных и, поэтому на окнах – решетки".

Женщина, проснувшаяся ранним утром от шума и дыма понимает - беда: извивающиеся ленты пламени обвили дом. Обезумевшие от страха смерти люди, не могут выбраться, в панике кричат и давят друг друга!

Вера Андреевна, накинув шинель, бежит, вытаскивает, грузит в машину полуживых спасенных. С водителем везет их в ближайший лазарет, в город. А в там уже кричат: "Победа! Победа!" И запускают фейерверки. И сам город озарен праздником. По всей улице тянутся, словно рельсы, без начала и конца, доски, превращенные в этот день в столы. Пир горой. И звучит, звучит, слаще песни и самых ласковых слов: "Победа!".

 

Здание школы, ставшее военным лазаретом. Подозрительная тишина ночи, время от времени прерываемая резкими стонами тяжелораненых. Молодая девушка, операционная медсестра Вера, пишет родителям. Родителям, тех ребят, которых уже нет, чтобы сообщить им о сыне, адрес местечка, где его похоронили.

Впереди - операция и тяжелый день, глаза закрываются сами собой. Но Вера упорно выводит буквы. Еле заметно движется её маленькая тень на стене. А на столе танцует тусклое пламя от самодельной спиртовки.

Печать

Последние новости

Яндекс.Директ



подписка